БЕСТАРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

Rate this post

На заводы розлива минеральных вод, размещенные в значи­тельном удалении от источников, минеральную воду доставляют в автоцистернах; в последние годы получает распространение бестарный способ доставки минеральных вод на отдельные заводы розлива в железнодорожных цистернах.

Автоцистерны, используемые для перевозки минеральной воды, могут быть как однокамерные, так и двухкамерные, объемом от 2 до 10 м3. Они должны быть изготовлены из нержавеющей стали, пищевого алюминия или из стали, покрытой стеклоэмалью, снаб­жены герметически закрывающимися крышками и оборудованы штуцерами для присоединения питающих трубопроводов и сли­ва минеральной воды из цистерн. Заполнять автоцистерны мине­ральной водой следует снизу. Для уменьшения дегазации воды ее следует подавать в цистерны со скоростью 0,6—0,8 м/с при избыточном давлении, не превышающем 0,05 МПа. Углекислые воды следует перевозить при избыточном давлении, создаваемом С02. Цистерны должны заполняться водой на 95—97% объема, этим достигается сохранение химического состава воды и предо­хранение цистерны от разрушения вследствие гидравлических ударов.

Полнота налива цистерн устанавливается с помощью перелив­ных труб. Перевозка минеральных вод в автоцистернах разреша­ется на расстояние, не превышающее 200 км. Желательно, чтобы используемые автоцистерны были изотермическими.

Потери воды при перевозке в автоцистернах не должны пре­вышать 1 % об. Для уменьшения потерь необходимо обеспечить плотное соединение штуцеров автоцистерны с трубопроводом, по­дающим и отводящим воду из автоцистерн. Необходимо также следить за переливными трубами камер и при полном заполнении автоцистерны немедленно отключать поступление воды.

Для обслуживания автоцистерн, предназначенных для пере­возки вод, выделяются постоянные работники, сдавшие техничес­кий и санитарный минимум, прошедшие медицинское освидетель­ствование и исследование на бациллоносительство.

Перевозка минеральных вод в железнодорожных цистернах практикуется в том случае, когда источники минеральной воды удалены на большие расстояние от заводов розлива и мест по­требления.

К перевозке в железнодорожных цистернах допускаются мине­ральные воды, разрешенные Министерством здравоохранения СССР. Транспортирование должно осуществляться в условиях, обеспечивающих биологическую чистоту воды, сохранение ее ес­тественных свойств и качеств.

Для транспортирования вод используются эмалированные гер­метические изотермические железнодорожные цистерны, оборудо­ванные специальными стационарными устройствами для наполне­ния и слива, а также водомерными стеклами для измерения уров­ня воды в цистернах, предохранительными клапанами или ком­пенсаторами.

Технологическая схема подготовки минеральных вод к транс­портированию, налива их в железнодорожные цистерны, транс­портирования и слива из цистерн должна состоять из следующих операций: подача воды от источника в резервуары; охлаждение, обеззараживание, насыщение воды диоксидом углерода; санитар­ная обработка цистерн; наполнение цистерн водой; транспортиро­вание; слив воды из цистерн и хранение ее в заводских резерву­арах.

Подача минеральной воды, обработка ее, заполнение железно­дорожных цистерн водой, слив воды из них должны производить­ся на специальных станциях наполнения и слива.

Станция наполнения строится либо при действующих заводах розлива, либо рядом с каптажным сооружением. Она должна иметь подъездные железнодорожные пути и моечную станцию для мойки железнодорожных цистерн.

На станции наполнения минеральная вода подвергается пер­вичной обработке, а вторичной — на заводе розлива воды в бутылки.

Первичная обработка состоит из охлаждения, фильтрации, обеззараживания сульфатом серебра или облучением ультрафио­летовыми лучами и частичного насыщения воды СО2 до содержа­ния свободного диоксида углерода 0,05—0,1 °/о мае.

Обработка воды на станции наполнения должна проводиться при тех же технологических режимах, что и на заводах розлива минеральных вод в бутылки. Исключение составляет стадия на­сыщения воды С02, так как оно должно проводиться при избыточ­ном давлении на сатураторе 0,1—0,15 МПа.

Технологическая схема налива воды в железнодорожные цис­терны на станции наполнения приведена на рис. 95.

Рис. 95. Технологическая схема наполнения железнодорожных цистерн минеральной водой.

Минеральная вода из скважины источника 1 под собственным напором или с помощью глубинного насоса подается в герметически закрытый сборник 3, установленный в каптажном сооружении 2. Из сборника 3 минеральную воду насосом 4 перекачивают сборник 5 для хранения. Перед наполнением железнодорожной цистерны 11 минераль­ную воду насосом 4 подают на фильтр 6, противоточный холодиль­ник 7, через промежуточную емкость 8 на сатуратор 9 и в обез­зараживающую установку 10.

Предварительно железнодорожную цистерну моют щелочным раствором, который готовят в сборнике 14 и подают насосом 13 в сборник-мерник 12.

Моющий щелочной раствор готовят путем разбавления кон­центрированного раствора щелочи, доставляемого на станцию на­полнения в автоцистерне 17, из которой насосом 13 его перекачи­вают в сборник 16 для хранения. Из сборника 16 концентрирован­ный раствор по мере надобности подают через сборник-мерник 15 в сборник 14 для приготовления рабочего раствора. После мойки железнодорожной цистерны щелочным раствором и питьевой во­дой ее наполняют на 2/3 питьевой водой, закрывают верхние люки и через барботер 22 пропускают газообразный хлор, который по­дают из баллона 18 через коллектор 19 и редуктор 20, снабжен­ный предохранительным клапаном 21.

После барботирования хлора цистерну заливают питьевой во­дой до полного объема. Хлорную воду оставляют в цистерне в 1 ч, затем сливают и отмывают цистерну питьевой водой до удаления следов хлора.

При заполнении железнодорожных цистерн воду подают снизу. Заполнение цистерны объемом 14 м3 продолжается 1 ч 15 мин.

Санитарная обработка и дезинфекция железнодорожных цис­терн проводятся в соответствии с санитарными требованиями к эксплуатации каптажа, транспортированию, хранению, обработ­ке и розливу природных минеральных лечебных, лечебно-столо­вых вод и хранению готовой продукции № 1188—74, утвержден­ными 7—-18 октября 1974 г.

Воду транспортируют в железнодорожных цистернах при не­большом избыточном давлении и температуре воды от 10 до 20°С. При соблюдении этих условий допускается транспортирование во­ды в железнодорожных цистернах до 15 дней, считая со дня наполнения. Биологическая чистота воды должна соблюдаться в те­чение всего периода транспортирования и слива ее в заводские резервуары. Железнодорожные цистерны после заполнения ми­неральной водой должны быть запломбированы заводом-постав­щиком.

Рис. 96. Технологическая схема слива минеральной воды из цистерн.

На транспортируемую в железнодорожных цистернах мине­ральную воду заведующий лабораторией и начальник ОТК. выда­ют сертификат, удостоверяющий качество продукции, в котором указываются показатели качества и количество отгружаемой воды.

Пробы на анализ перед транспортированием минеральной во­ды отбирают из каждой заполненной цистерны.

Железнодорожные цистерны, доставленные на завод-потреби­тель, принимают при исправных пломбах, подвергают предвари­тельному осмотру и проверке уровня воды в них по водомерным стеклам.

Технологическая схема слива минеральной воды из железно­дорожной цистерны показана на рис. 96.

Минеральную воду, доставленную на станцию слива в железно­дорожной цистерне /, насосом 2 перекачивают в мерные сборни­ки 3, предназначенные для хранения, куда предварительно из баллона 9 через редуктор 8 и коллектор 7, снабженный предохранительным клапаном 6, подают диоксид углерода для вытеснения воздуха. При наполнении мерных сборников 3 минеральной водой С02 вытесняется в газгольдер 4. При необходимости С02 из газ­гольдера может компримироваться с помощью компрессора 5 и возвращаться в сборники-мерники. В цехе розлива минеральная вода подвергается полной технологической обработке.

В случае перевозки вод различных наименований предусмат­риваются индивидуальные резервуары для каждого наименования воды.

Минеральные воды, транспортируемые в железнодорожных ци­стернах, сдают и принимают партиями. Партией считается коли­чество цистерн, наполненных минеральной водой одного названия одной даты розлива и оформленных одним документом о каче­стве.

Бестарное хранение минеральных вод проводится в заводских: резервуарах, изготовленных из железобетона, облицованных кис­лотоупорной плиткой или не имеющих облицовки, а также изго­товленных из стали или стали, покрытой стеклоэмалью. Для хра­нения воды используются вертикальные и горизонтальные резер­вуары. Рационально использовать резервуары цилиндрической формы.

Хранить минеральные воды, не подвергавшиеся технологичес­кой обработке, следует не более двух суток. Углекислые воды следует хранить в герметичных резервуарах под током СО2. Не­углекислые воды разрешается хранить в закрытых негерметичных: резервуарах. Хранение вод в резервуарах открытого типа недо­пустимо.

Все заводские резервуары должны быть обязательно проверены госповерителем и градуированы. Резервуары должны быть обо­рудованы люками для периодического осмотра и очистки, водо­мерными стеклами, переливной трубой с гидравлическим затво­ром, располагающейся на уровне максимального горизонта воды в резервуаре, сливной трубой для очистки и промывки резервуа­ров. Люки резервуаров должны иметь уплотнительные проклад­ки из резины и находиться под пломбой. Резервуары могут уста­навливаться ниже поверхности земли в специальных углублениях или на поверхности земли. Целесообразнее располагать резерву­ары ниже поверхности земли, так как это исключит резкие пе­репады температуры воды при хранении.

С целью сохранения С02 в воде подавать воду в резервуар следует снизу.

Углекислые железистые воды следует хранить под слоем СО2 при минимальном избыточном давлении.

Чистку и дезинфекцию резервуаров следует проводить не реже одного раза в год, а после ремонта и при бактериальном загряз­нении — немедленно.

No Responses so far

Обсуждение закрыто.

Comment RSS